|
|
МАЛЫШ
и КОМПЬЮТЕР
Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером.
Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает
информацию через видеоряд. Но хорошая компьютерная программа, как и хорошая
книга, может перенести ребенка в захватывающий новый мир, внося в его
жизнь множество впечатлений. Она может быть терпеливым учителем, надежным
помощником или забавным партнером в игре. Дети, которые испытывают определенные
трудности с письмом, с помощью компьютера могут достаточно просто научиться
сочинять и исправлять ошибки. Дети, которым в тягость математика, теперь
могут оттачивать свои знания в этой области с помощью увлекательных игр.
А те, кто никогда раньше не интересовался географией, могут совершать
далекие путешествия, имитируя перемещение по глобусу.
Часто приходиться слышать такие вопросы: А не опасен
ли компьютер моему ребенку? Сколько времени можно проводить за ним? Не
мешает ли он нормальному развитию детей?
Попробуем разобраться, что же такое компьютерные
программы для детей, в чем их польза, а в чем их недостатки.
В работах Л.А. Венгера, посвященных развитию и
обучению детей дошкольного возраста, можно найти научное обоснование того,
как компьютер помогает интеллектуальному росту ребенка.
Почти все родители знают, как трудно бывает усадить
малыша за занятия. На компьютере каждый ребенок занимается с удовольствием.
Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как
любая новая игрушка. А какой же ребенок не любит играть?
На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка,
герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры
и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий
на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так,
чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную
ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях
или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции
мышления, как обобщение и классификация. При стандартном обучении они
начинают формироваться с 6-7 лет.
Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая.
В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране
- это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. И у детей
очень рано начинает развиваться знаковая функция сознания. То есть понимание
того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, - реальные
предметы и картинки, слова и уравнения и, наконец, наши мысли.
"Знаковая функция сознания" лежит в основе
самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого
мышления и сложности его развития говорят известные многим родителям трудности
при обучении детей счету или чтению "про себя" (ребенок продолжает
шепотом произносить про себя прочитанный текст или перебирает собственные
пальцы при счете). Компьютерные игры облегчают этот процесс, так что самые
простые действия во внутреннем плане становятся доступны уже для детей
4-5 лет.
Чудо, совершаемое компьютером, на этом не заканчивается.
Не только психологи, но и родители заметили, что в процессе компьютерных
занятий улучшаются память и внимание детей. И это закономерно. В исследованиях
многих психологов отмечалось, что у маленьких детей еще нет желания запомнить.
Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные
для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является
компьютер. Он делает значимым и ярким содержание усваивемого материала,
ускоряя его запоминание и делая его более осмысленным и долговременным.
Многие программы, которые необычайно увлекают детей,
- это игры, ориентированные на обучение. Особенно затягивают так называемые
имитационные игры, которые точно воспроизводят историческую, географическую
или научную обстановку, погружают в нее детей и призывают их выступать
в роли исследователей, принимать решения и преодолевать препятствия. Другие
представляют собой современные и улучшенные версии "натаскивающих"
программ; процесс тренировки и запоминания теперь протекает на фоне увлекательной
ситуации с элементами игры (например, блуждание по лабиринтам, сражение
с противником и т.п.) и сопровождается великолепной графикой и звуковыми
эффектами.
Компьютерные игры имеют большое значение не только
для интеллектуального развития детей, но и для развития их моторики, точнее
для формирования моторной координации и координации совместной деятельности
зрительного и моторного анализаторов .
Многие родители дошкольников жалуются на неуклюжесть
своих детей, на то, что они с трудом повторяют сложные физкультурные упражнения.
Некоторые дети даже к шести годам плохо воспринимают такие понятия, как
право и лево. Такие недостатки не свидетельствуют об умственной отсталости
или задержке развития, но и надеяться, что они пройдут сами собой, тоже
не следует.
Почему же именно компьютер легко и быстро может
помочь в преодолении такого сложного дефекта, для которого даже опытным
психологам иногда нужно несколько месяцев? В любых играх, от самых простых
до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные
клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия
рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно,
без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная
координация.
В играх так называемого аркадного типа (встречи
с неожиданными опасностями, погони, стрельба, схватки с врагами и т.д.)
вторичное обучение обычно заключается в развитии быстроты реакции, точности
прицеливания и т.д. Возможно, вы сочтете, что для вашего ребенка важны
именно эти навыки - ведь если у него существуют определенные проблемы
с координацией движений, то аркадная игра, доставляющая ему удовольствие,
обязательно улучшит его двигательные способности. Или, возможно, вы почувствуете,
что вашему ребенку-непоседе нужно "выпустить немного пара" в
игре, чтобы затем он был способен сосредоточиться на других задачах. С
другой стороны, вы можете удерживать своего ребенка от таких игр, если
сочтете, что в них чересчур много насилия, или убедитесь, что они лишь
укрепляют навыки, которые он и без того совершенствует ежедневно.
Итак, компьютер развивает множество полезных навыков.
Но есть одно "но". Нельзя забывать о золотой середине, о норме.
Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах. Нужно
понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час
игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные
игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны
взрослых.
|